Можно ли исчислить все заботы святых Отцов, пастырей и учителей Церкви о душах верующих? Святые так любили людей, что, например, пророк Моисей, когда Господь прогневался на израильтян в пустыне и хотел истре­бить их, так этот пророк умолял Господа, чтобы лучше изгладить его имя из книги жизни (т. е. исключить его из числа спасаемых), а народ нечестивый по­миловать (Исх. 32 и 33).

Апостол Павел, видя безумное упорство иудеев, не веровавших во Христа. говорит: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян» (Рим. 9, 1-4). Так дороги были апостолу ду­ши людские, так не мог он видеть, как они гибнут.

То же писал он и христианам: «Дети мои, для которых я снова в муках рож­дения (т. е. болею страшно душою за вас), доколе не изобразится в нас Хрис­тос!» (Гал. 4, 19), т. е. пока вы не станете жить по Христу так, что духовный образ Христа Спасителя отобразится в вашей душе.

Так любят нас святые! Да и могут ли они не любить людей? Если плотским родителям дороги дети их, то насколько духовным отцам дороже порожденные ими души! Вот почему святые Отцы и учители Церкви всегда молились о спасении душ своих пасомых, своих духовных детей. Если плотские родители носят в душе сво­ей муки и страдания детей своих, то святые отцы носи­ли и носят в душе своей муки и скорби людские, ибо мы — духовные дети их. На земле обыкновенно деды и прадеды любят своих внуков и правнуков, как свое по­томство, как продолжение своего рода, — святые Отцы, хотя бы жили за тысячи лет до нас, любят нас, как свое духовное потомство.

Случается на земле, что когда провинится кто-ли­бо, то родные и близкие, а больше всего родители, хо­дят и молят за своих детей и просят оказать им снис­хождение и помилование. И бывало, что нередко цари, судьи или обвинители смягчались слезами и просьбами несчастной матери или отца. Так-то и Гос­подь, когда согрешит и провинится перед ним душа человека, смягчается просьбами и мольбами святых Своих и суд над грешником пременяет на ми­лость (Иак. 5, 13-18).

Мы знаем также, что царя земного окружают преданные ему люди, заслу­жившие доверие государя, и занимают высокое положение вельмож царских. Известно и то, что кто не может добиться чего-либо от самого царя, так как по своему невысокому положению не может проникнуть в царский дворец, то просит вельмож и сановников царских, чтобы замолвили свое слово пред Царем. И бывает, что чего бы не добился сам проситель, то получает по просьбе близких к царю людей.

Так и престол Небесного Царя окружают заслужившие эту милость у Бога своими подвигами и добрыми делами — святые Божии. Вот и просит их предстательства грешный человек, по беззаконным деяниям своим не смеющий прямо обратиться к Богу. Тогда-то святые, близкие к Царю Небесному, со дерзновением выступают перед Господом и умоляют, хотя и за грешного, но все же дорогого и любимого ими человека, и Господь по предстательству их милует грешника.

Нужно ли указывать примеры этому? Думается, что редкий из нас, обращавшийся с усердной молитвой о чем-нибудь к какому-либо святому угоднику, не получал хоть раз в жизни просимое. Впрочем, можно указать некоторые примеры из Священного Писания. Так, Господь обещал праведному Аврааму помиловать два нечестивых города — Содом и Гоморру, если там найдется десять праведников (Быт. 18). Свя­той пророк Моисей не раз умолял Господа за беззаконных израильтян. По мо­литве Апостолов и святых Божиих исцелялись больные и даже воскресали мертвые. Воистину велика сила молитвы святых угодников! Вот почему мы часто должны просить у Бога: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».